26 June 2008

Довольно старый текст

Эрмитов оператор
Концептуальная заморочка для маленькой сцены
Входит Вася и ходит по комнате, дико вращая глазами. Световые эффекты. Играет The Doors. Неожиданно Вася останавливается в профиль к зрительному залу и начинает дурным голосом орать за кулису.
Вася. Анастасия! Анастасия! Воскресшая! Иди сюда, здесь тебя жду я, твой Вася!
Вбегает Анастасия, высокая девка на высоченных каблуках, в шляпе с вуалью, в прозрачной накидке. Она быстро целует Васю, танцующей походкой проходит мимо, удивлённо смотрит в зал, посылает и ему воздушный поцелуй, затем оборачивается и удивлённо смотрит на Васю.
Анастасия. Вася? А ты как здесь оказался? Честно говоря, я не ждала увидеть тебя, такого маленького и беззащитного, в этом ужасном злачном месте.
Вася. Я пришёл сюда не один. Меня привело моё вдохновение, а ты знаешь, что вдохновлённые люди приходят только в злачные места! Взять хотя бы импрессионистов…
Анастасия. Кого-кого? Экспрессионистов?
Вася (с кислой миной на лице). Да ты ещё и слышишь плохо…
Загорается яркий свет в зале. Через него, проталкиваясь, входит Прокурор, декламируя стихотворение “Нате!”. Вася и Анастасия выпучивают на него глаза. Прокурор прочитывает стихотворение полностью и выходит из зала, предварительно повиляв задницей.
Анастасия. Кто это?
Вася. Прокурор. Он всегда здесь. И всегда читает стихи.
Играет вальс. Вася и Анастасия вальсируют, боясь свалиться со сцены. Появляется Сергей, вальсирующий с невидимой партнёршей. В какой-то момент он сменяет Васю, и Вася понуро уходит за кулисы. Сергей и Анастасия переходят на танго, хотя играет вальс. Неожиданно музыка обрывается.
Сергей. Ну вот. Всегда так.
Анастасия. Как?
Сергей. Ну… обламывают… только познакомишься с красивой девушкой, и тут же музыка вырубается. Пойду посмотрю, в чём у них дело.
Сергей деловито уходит. Анастасия глядит ему вслед. Из-за кулис выглядывает Прокурор и тут же исчезает. Появляется Чеширская Кошка — валютная проститутка с лицом Сонечки Мармеладовой.
Чеширская Кошка. А вы что здесь, Настенька, делаете?
Анастасия. А… откуда вы знаете, что меня зовут Настенька?
Чеширская Кошка. Я всё здесь знаю. И про всех.
Анастасия. А… кто сейчас со мной танцевал?
Чеширская Кошка. О… это очень хороший человек. Оператор.
Анастасия. Оператор?
Чеширская Кошка. Оператор…
Анастасия пытается ещё что-то сказать, но успевает только открыть рот, в который Чеширская Кошка вставляет неизвестно откуда взявшийся огурец и уходит через зрительный зал, покачивая бёдрами. Анастасия жуёт огурец. Звенят будильники из Time. Входит Часовщик с часами на животе, на спине, на обеих руках и даже на гульфике (главное, чтобы были на гульфике).
Анастасия. Который час?
Часовщик внимательно смотрит на гульфик. Затем снимает с него часы и протягивает их Анастасии. Под часами — портрет Джима Моррисона, который Часовщик демонстрирует залу в разных ракурсах. Анастасия делает вид, что хочет забрать часы себе.
Часовщик. Отдайте часы.
Анастасия. Зачем они вам?
Часовщик. Они закрывают моего Джима.
Анастасия. Не похабничайте.
Часовщик (поворачиваясь к ней гульфиком и слегка выпячивая его). Я не похабничаю.
Анастасия. О Боже!
Часовщик. Не богохульствуйте!
Анастасия. Да причём это здесь… я впервые вижу портрет на гульфике…
Часовщик (брызгая слюной). Нас больше, чем кажется на первый взгляд. Не надейтесь, что вы сможете задавить наше братство, вы, обыватели, которые даже не понимают, что ношение портрета на гульфике, как и ношение часов там же, — это не прихоть, а жестокая жизненная необходимость. Инопланетяне с лицами на гульфике уже летят сюда, и когда они долетят — вам не поздоровится!
Часовщик издаёт крик раненого бобра и улетает, размахивая крыльями. Анастасия воздевает глаза к небу. Через зал проходит Прокурор, размахивая флагом Лиги Школ. Шотландский марш.
Анастасия. Но где же Вася? Он бросил меня одну в этом притоне… И почему нет Сергея? Где же наш оператор? Почему все эти люди так разговаривают со мной? Чего они хотят от меня? Где я?
Чеширский Кот. Вы у нас в руках.
Анастасия. А вы, собственно, кто?
Чеширский Кот. Я — Чеширский Кот. Сокращённо — Ч. К.
Ч. К. прикладывает к лицу накладную улыбку и уходит через зал. Возвращается Сергей. Звучит танго, но он начинает танцевать с Анастасией вальс. Раздаётся звук взрыва. Вбегает Полисмен с красным лицом.
Полисмен (взволнованно). Вы слышали?
Сергей и Анастасия. Что?
Полисмен. Взрыв!
Сергей и Анастасия. Нет!
Полисмен. А вы вообще что-нибудь слышите?
Сергей и Анастасия. Тебя!
Полисмен. А музыку? Ведь вы танцуете вальс. А играет танго.
Сергей. Так ты всё заглушаешь. Сгинь, нечистый!
Полисмен достаёт три спички и зажигает их разом. Сергей протягивает ему стакан с водой, куда Полисмен опускает спички, затем выпивает воду и с безмятежным видом садится в кресло, берёт газету и кладёт себе на лицо. Из-под газеты раздаётся богатырский храп.
Сергей. Пошли отсюда…
Уходят в разные концы, обмениваются многозначительными взглядами и скрываются. Из-под газеты появляется лицо Чеширского Кота. Ч. К. встаёт, сладко потягивается…
Чеширский Кот. А вы говорите — любовь… (уходит, мурлыкая)
Гаснет свет. В темноте под шизофреническую музыку вспыхивают спички, фонарики, свечки, сигаретки, гирлянды и прочая дребедень. Коллективный вздох. Зажигается свет. На сцене — одинокий Вася.
Вася (декламирует)
Отсталый мир, погрязший в любопытстве,
Разрушен весь. Какая неудача!
Моя любовница в своём ехидстве
Уже покрылась плесенью удачи.
Прокурор (залу). Аплодируйте, аплодируйте, ему это нравится!
Зал аплодирует, кричат браво.
Вася (ещё напыщеннее)
Отсутствие потребности в несчастье
Приводит к сублимации желаний.
Вливающим в отвергнутые пасти
Придётся поискать другие грани.
Овация.
Прокурор. Это я, я написал! Сам! Действительно сам! На самом деле!
Входят люди и начинают вешать плакат: “В действительности всё не так, как на самом деле! Ежи Лец.”. Прокурор откуда-то извлекает поганую метлу (на ней это написано) и гонит вешальщиков. Те быстро сдаются. Прокурор продолжает купаться в лучах славы.
Появляется Чеширская Кошка. Завидев скромно стоящего в сторонке Васю, она бежит к нему и бросается ему на шею. Прокурор изумлён.
Вася. Это не я, не я! Это он написал!!!
Чеширская Кошка (томным голосом). Зато ты прочитал! О…
Вася. Сдаюсь…
Уходят, обнявшись. Звучит напыщенная музыка. Прокурор страдальчески смотрит в зал, затем закрывается улыбкой Чеширского Кота и уходит туда же. С другой стороны спешит Чеширский Кот.
Чеширский Кот. Прокурор, Прокурор, подождите!
Слова его тонут в усиливающейся музыке. Входят Сергей и Анастасия, оба переодетые, весело разговаривают. Слов не слышно за грохотом музыки. Музыка неожиданно обрывается.
Сергей. Опять. Блин. (Уходит)
Анастасия. И снова ты ушёл, любимый, на процедуру, не боясь… О оператор мой Эрмитов, никто тебя не втопчет в грязь!
Входит Dead Мороз.
Анастасия. Здравствуйте.
Dead Мороз. Здравствуй, деточка. Ты случайно здесь Снегурочку не видела?
Анастасия. Нет, не видела. А что, её похитили?
Dead Мороз. Почему ты так думаешь?
Анастасия. Ну… просто к слову пришлось. А что?
Dead Мороз. Да найти всё никак не могу. Может, тебя вместо неё взять?
Анастасия. Да нет, не надо. Старовата уже, да и лицом не вышла… Возьми лучше Чеширскую Кошку.
Dead Мороз. А что, это идея. (Уходит)
Входит Николай Фёдорович Степанов.
Николай Фёдорович Степанов. А почему Эрмитов?
Анастасия. Потому что я его вижу. Наблюдаю.
Николай Фёдорович Степанов. Вопросов больше не имею. (Уходит)
Анастасия. А он-то что здесь делает?
Чеширский Кот. Нам помогает.
Анастасия. Где вы?
Чеширский Кот. Мы — везде и всегда. Они — нигде и никогда.
Анастасия. Кто они?
Чеширский Кот. Они — это не мы. Мы — не они. Чем больше нас, тем меньше их!
На другом конце зала появляется Чеширская Кошка. Она делает вид, что не замечает Анастасию, разговаривающую с Ч. К.
Чеширский Кот. Вот одна из них. Только сделайте вид, что вы её не заметили.
К Чеширской Кошке подходит Dead Мороз.
Dead Мороз. Уважаемая Чеширская Кошка, будьте, пожалуйста, моей Снегурочкой…
Чеширская Кошка. А ты, дедушка, будешь моим Снегуром, и тогда я стану твоей Снегурочкой.
Dead Мороз. No problem.
Чеширский Кот. Ну вот. И у них всё слажено.
Анастасия. А вам завидно?
Чеширский Кот. А то!
Анастасия. Но почему бы тогда вам не жениться на ком-нибудь?
Чеширский Кот. Нам не положено. Впрочем, сюда идёт Сергей.
Анастасия. Правда?
Чеширский Кот. Правда. (Уходит, закрываясь улыбкой)
Входит Невеста. Лицо её покрыто белым гримом.
Анастасия. А где Сергей?
Невеста. Идёт сюда.
Анастасия. Вы его видели?
Невеста. Нет.
Анастасия. А откуда вы знаете?
Невеста. Мне сказал Ч. К.
Анастасия. Больше он вам ничего не сказал?
Невеста. Только поздоровался и попрощался.
Анастасия. Ну ладно. А почему вы в свадебном платье?
Невеста. Потому что у меня свадьба.
Анастасия. С кем?
Невеста. С Прокурором.
Анастасия. Да ладно!
Невеста. Зуб даю!
Анастасия. Что-то знакомо мне в твоём лице. Только уж белое очень.
Входит Сергей в кепке-аэродроме.
Сергей. А где Прокурор?
Анастасия и Невеста. Ждём-с.
Сергей (Невесте). А где вы замуж выходить будете?
Невеста. Здесь. Если хотите, присоединяйтесь за компанию. Сыграем две свадьбы — зачем десять раз священника гонять?
Входит Священник. Играет свадебный марш.
Священник. Ну, кто у нас первый?
Невеста. Вообще-то первыми должны быть мы с Прокурором, но Прокурора нет, и я готова пропустить их вперёд.
Священник. Хорошо. (Сергею и Анастасии) Давайте ваши паспорта.
Сергей и Анастасия. А у нас их нет!
Священник. Ну… что поделаешь… Распишитесь вот здесь.
Сергей и Анастасия расписываются в записной книжке Священника. Невеста влюблённо смотрит на Сергея и радуется тому, что Прокурора всё нет. Впрочем, его и не будет.
Невеста. А Прокурора всё нет.
Священник. А у меня нет времени.
Сергей. Ну, напишите там имя Прокурора, а я за него распишусь.
Священник и Невеста. Вы уверены, что хотите нам помочь?
Сергей. Да.
Священник протягивает им записную книжку, Сергей и Невеста расписываются. Священник раскланивается и уходит с накладной улыбкой. Играет свадебный марш. Неожиданно гаснет нормальный свет и включается стробоскоп. В свете стробоскопа Невеста скидывает фату, стирает грим и оказывается переодетым Васей. Включается нормальный свет.
Вася. Ну наконец-то я могу сказать тебе это открыто. Ты в наших руках, Сергей. Тебе не уйти. Ты мой муж. Ты сам сделал глупость, расписавшись в книжечке Священника. Это твои проблемы. Инопланетяне с лицами на гульфиках уже здесь, и ты не уйдёшь от них. Ты не спасёшься. Спасётся лишь Анастасия — ведь она жена Часовщика. Смотреть надо было, где подпись ставишь. Хе-хе-хе.
Анастасия. Вася! Ты разве голубой?
Вася. Нет. Я инопланетный шпион.
Анастасия. А Часовщик?
Вася. Спроси у него.
Входит Часовщик под пение тибетских монахов. На нём уже нет ни одних часов, однако портрет на гульфике стал цветным и почти живым. Глаза портрета блестят, он колышется на ветру. С другой стороны зала входит Чеширский Кот и начинает наблюдать за происходящим.
Анастасия. Значит, вы мой муж?
Часовщик, не обращая на неё внимания, ходит по сцене, дико вращая глазами, затем достаёт из кармана фотографию Анастасии и прикрепляет её на подол Анастасии с помощью степлера.
Анастасия. Что вы делаете?
Часовщик. Спасаю тебя, дура.
Входят пятеро в чёрном. Лица — фотографии на гульфиках, головы есть, но они тоже закрыты чёрным. Они уводят Сергея. Анастасия печально глядит ему вслед. Вася и Часовщик идут за ними. Возвращаются люди с плакатом и вешают его. Чеширский Кот подходит к Анастасии и обнимает её за плечи. Она рыдает у него на плече.
Чеширский Кот. Вам лучше пойти домой. Хотите, я вас провожу.
Анастасия (всхлипывая). Нет.
Чеширский Кот. У выхода вас ждёт лимузин.
Анастасия. Спасибо.
Анастасия убегает. Чеширский Кот садится в кресло, закуривает трубку, берёт газету и погружается в чтение. Играет джаз. Свет медленно гаснет.

Щасливый Канец


2003 г.

No comments: